![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
|
Линдер И. Шахматные библиотеки.Ещё в
19-м столетии пользовались известностью частные библиотеки Л. Бледова
(Берлин), К. Яниша (С-Петербург), ван дер
Линде (Гаага), фон дер Лазы
(Познань), Дж. Уайта (Кливленд), Дж. Алена (Филадельфия) и
др. Некоторые собрания после смерти их авторов перешли в публичные
библиотеки, другие были проданы с аукционов, третьи пропали без вести. В 20-м веке среди крупных собирателей литературы
были такие известные шахматные деятели, композиторы, аналитики, историки,
как Л. Тот в Венгрии, Самуил Вайнштейн в Л-де, Илья
Мазейлис в Москве, Г. Ластра в Буэнос-Айресе, А. Кикко
в Генуе… В Германии около 4 000 томов насчитывает библиотека библиографа
и историка Э. Мейсенбурга и более
15 000 томов - гроссмейстера Л. Шмида. В уникальной библиотеке Шмида
имеются первые издания 15 – 18 столетий, в том числе Лусены
(1497), Дамиано (1512), Лопеса (1561), Селенуса (1616), Греко (1669), Стаммы
(1737), Филидора (1749). Крупнейшие
публичные шахматные библиотеки, созданные на основе частных собраний,
находятся сегодня, например, в Королевской библиотеке Гааги
(библиотека Ван дер
Линде – Нимейера, свыше 18 000 томов), в Кливленде (США, 1964, 13
000 томов), в Венгерском шахматном союзе в Будапеште, в Центральном
доме шахматиста им. М. Ботвинника в Москве. Книжное собрание и
архив фон дер Лазы
хранятся в библиотеке Польской Академии наук в Корнике.
------ Российские
шахматные фонды находятся в трёх крупнейших публичках
(РГБ, РНБ и БАН) - и, возможно, в ЦДШ. Но их структура не известна, они
не представляют единого целого. Во многом они дублируют друг друга. В
перспективе, разумеется, будет создана единая электронная библиотека
наиболее ценных изданий. В
Петербурге шахматной библиотекой располагает член нашей
ассоциации коллекционер Тхоржевский
В. И. Мы предлагаем всем частным шахматным коллекционерам сотрудничать
с нашим сайтом. Писать критические замечания, предлагать статьи и думать
о том, что нам нужно сделать для
того, чтобы частные собрания не погибли после смерти её хозяина – как это
произошло с громадными коллекциями петербужца Домбровского. |
|
|