![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
|
Трубицын В.А. Шахматные коллекционеры.Безусловно, мы имеем дело с очень широким
понятием. Любой исследователь – да и просто деятельный человек – прежде
чем взяться за решение той или иной проблемы, должен прежде всего
обратиться к собиранию информации по выбранной теме. Если этот интерес
принимает внушительные масштабы, то собранный массив информации является
уже чем-то большим, чем простая сумма фактов. Что позволяет нам уверенно
идти от собирания фактов к их систематизации и анализу. А это - уже
начало творчества. И всё же собирание фактов в чистом виде не является
коллекционированием, которое подразумевает собирание материальных
носителей информации в виде произведений искусства, книг, предметов быта,
одежды, инструментов и других предметов материальной культуры – как и
самих природных объектов. В сфере интеллектуальных игр известны крупнейшие
коллекции литературы по играм и коллекции игровых комплектов,
принадлежащие тем или иным музеям, библиотекам, сообществам или частным
лицам. Интересно проследить их историю и географию. Исаак Линдер пишет:
«Ещё в 19-м столетии пользовались известностью частные библиотеки Л. Бледова
(Берлин), К. Яниша (С-Петербург), ван дер
Линде (Гаага), фон дер Лаза (Познань), Дж. Уайта
(Кливленд), Дж. Алена (Филадельфия) и др. Некоторые собрания после смерти их авторов
перешли в публичные библиотеки, другие были проданы с аукционов, третьи
пропали без вести. В 20-м веке среди крупных собирателей литературы
были такие известные шахматные деятели, композиторы, аналитики, историки,
как Л. Тот в Венгрии, Самуил Вайнштейн в Л-де, Илья
Мазейлис в Москве, Г. Ластра в
Буэнос-Айресе, А. Кикко в Генуе… В Германии около 4 000 томов насчитывает библиотека
библиографа и историка Э. Мейсенбурга и более 15 000 томов - гроссмейстера Л. Шмида. В
уникальной библиотеке Шмида имеются первые издания 15 – 18 столетий, в
том числе Лусены (1497), Дамиано (1512), Лопеса (1561), Селенуса (1616),
Греко (1669), Стаммы (1737), Филидора (1749). Крупнейшие публичные шахматные библиотеки,
созданные на основе частных собраний, находятся сегодня, например, в Королевской
библиотеке Гааги (библиотека
Ван дер Линде – Нимейера, свыше
18 000 томов), в Кливленде (США, 1964, 13 000 томов), в Венгерском
шахматном союзе в Будапеште, в Центральном доме шахматиста им. М.
Ботвинника в Москве. Книжное собрание и архив фон дер Лазы
хранятся в библиотеке Польской Академии наук в Корнике». Помимо книжных коллекций следует упомянуть
коллекции марок или конвертов со штемпелями начала и конца соревнований,
коллекции автографов, значков, медалей, вымпелов и другой шахматной
атрибутики. Но особое место среди коллекций занимают коллекции шахматных
игровых комплектов с использованием разнообразных материалов: слоновая и
моржовая кость, разные породы дерева, керамика, золото и серебро, сталь и
перламутр, фарфор и стекло, пластмасса.
Многие старинные и особо ценные игровые
комплекты, ставшие произведениями искусства, давно являются национальным
достоянием и хранятся в крупнейших музеях мира. Современными крупными
частными коллекциями располагают немцы: Т. Томсен
(Кёнигштайн), Ф.Й.
Ланг, М. Эдер (оба в Келкхайме), Х. Кригер
(Гроссхансдорф), Л. Шмид (Бамберг). Среди англичан - это Г. Уильямс, В. Уильямс, В. Китс, М. Марк (все – в Лондоне). В Нидерландах – Ю. Стигтер
(Амстердам). В Италии – Дж. Ферлито и Р. Поцци. В США –
Д. Хафлер (Мерион), Дж. Дин (Бостон), Б.
Сарисон, Ф. Сарисон, Б. Левин, Т. Гросс, И. Гросс, К. Ваглио (штат Нью-Йорк), Х. Рассел (Мильфорд) и др. Коллекция Г. Пфейфера легла в
основу шахматной экспозиции Музея искусства «Метрополитен», коллекция К. Долфа – в
основу такой же экспозиции Музея искусства «Марихил» штата Вашингтон. Движимые желанием сделать свои коллекции
достоянием широкой общественности и научных кругов, изучающих историю
шахматной культуры, коллекционеры в 1984 году создали международную
организацию шахматных коллекционеров – Чесс Коллекторс Интернэшнл – (CCI). Её президентом является д-р Томас Томсен
(Германия). Сегодня CCI уже входит в ФИДЕ и объединяет
представителей более 20 стран. Так, на III конгрессе в Мюнхене в 1988 году были
устроены 3 крупнейшие выставки и семинар по истории шахматных фигур, а
также выставка-продажа работ современных художников на шахматные темы.
Автор настоящей книги («Мир шахматных фигур», 1994 – Т.В.),
выступавший на этом форуме, а также на последующих конгрессах в Нью-Йорке
(1990) и Париже (1992) с докладами о древних шахматных фигурах, был
приятно поражён энергичной деятельностью первого президента CCI д-ра Джорджа Дина (США) и национальных
Оргкомитетов во главе с д-ром Томасом Томсеном
(Германия), Гаретом
Уильясом (Англия) , Флойдом Сарисоном (США), благодаря чему очередные конгрессы этой международной
организации стали примечательными событиями в развитии современной
шахматной культуры. Прекрасно изданные каталоги выставок вместе с
известными трудами о шахматных фигурах, вышедшими в последние десятилетия
в ряде европейских стран и США, дают представление о необычайном
разнообразии шахмат многих народов и эпох – от средневековья до ХХ века
включительно. И, конечно же, о всё возрастающем интересе в мире к
изучению взаимосвязей шахматной культуры с изобразительным искусством, с
её оригинальными направлениями в мелкой пластике и миниатюрной
скульптуре. В зарубежных альбомах и каталогах можно
встретить, к сожалению, лишь единичные воспроизведения шахмат России
XVIII – начала ХХ веков, хранящихся в западноевропейских музеях и частных
коллекциях, что, конечно, не отражает истинного развития шахматных фигур
в России – страны, где не только высока шахматная культура, но и
сохранены многовековые шахматные традиции. Огромные евразийские
просторы России и территории соседних стран стали частью региона, где ещё
в раннем средневековье появилась шахматная игра. На территории Руси она прошла тысячелетний путь
развития, во многом аналогичный западноевропейскому, и стала неотъемлемой
частью русской культуры. В последнее время в этих регионах были проведены
широкие археологические исследования, которые привели к открытиям
бесценных богатств шахматной культуры раннего и позднего средневековья. В
Средней Азии были найдены древнейшие из известных пока шахматных фигур
VII – VIII веков и несколько сот фигур X – XVII веков в городах Древней
Руси. Они позволили автору настоящей книги установить этапы эволюции
шахмат в мире от средневековых арабских форм до шахмат современного
абстрактного, стаунтовского типа. Но если процесс развития абстрактных
шахмат шёл в России в том же направлении, что и в странах Запада, то в
изобразительных фигурах – из кости, дерева, фарфора, металла, пластмассы
– сохранилось много своеобразия, связанного с национальной терминологией
и со спецификой прикладного искусства российских народов. Традиция
изготовления наборов изобразительных шахмат сохраняется и до сего дня. … Показать эволюцию фигур почти за полтора
тысячелетия истории шахмат на территории России и сопредельных стран –
такую задачу поставил автор в настоящем издании… Настоящая книга – это
первая попытка представить шахматные фигуры, хранящиеся в музеях Москвы,
Санкт-Петербурга, Новгорода, Суздаля и др., в сопредельных с Россией
государствах – в музеях Киева, Минска, Витебска, Тракая, Самарканда и
др., а также в отдельных частных коллекциях». Упомянутая книга д-ра И. Линдера,
крупнейшего шахматного историка России на рубеже веков, является
уникальным изданием, теперь уже хорошо известным за пределами нашей
страны. Великолепно изданный цветной альбом снабжён научно обоснованным
историческим комментарием, содержащим в себе глубокие выводы. Они
касаются, прежде всего, уточнения происхождения шахмат, так как в мировой
литературе была явно занижена роль Средней Азии в этом процессе. А также
И. Линдеру удалось в своих трудах пролить свет на историю шахмат в
России. Ранняя история российских шахмат несомненно связана со Средней Азией
и Ираном. И, разумеется, с Поволжьем, которое знало шахматы задолго до
образования Руси, о чём догадывался ещё И. Савенков. Широко известная книга польского коллекционера и
историка шахматной культуры Ежи Гижицки «С шахматами через века и страны», выдержавшая
множество изданий и переводов на другие языки, сама по себе является
большой коллекцией разнообразных фактов из жизни шахмат. Но есть там и
специальная глава собственно о коллекционерах. Она называется
«Неизвестные коллекции». Привожу её целиком. «В 1856 году во Франции умер страстный
коллекционер и шахматный библиофил. Свою ценную шахматную коллекцию он
завещал городу Греноблю, обогатив городскую библиотеку значительным по
тому времени количеством книг (около 400 экз.) и рисунков. Плохо сохранявшиеся
экспонаты затерялись сначала частично – затем полностью. И очень жаль,
так как, по слухам, Фридрих Аллей (так звали этого коллекционера) собрал значительный и содержательный
материал. Коллекция состояла из следующих разделов: теория и практика,
поэзия, библиография, философия, история, правила игры, манускрипты,
проблемы коня, автоматы, не типичные шахматы, труды о разных играх,
переводы печатных изданий, переводы рукописей, цитаты. Характерная деталь: в коллекции отсутствовал
материал по композициям и турнирам, то есть те разделы, которые в то
время были слабо освещены в печати. Аллей составлял исчерпывающую
шахматную библиографию. Её с нетерпением ждали любители королевской игры.
Польский шахматный историк М. Дзедушицки в своей научной статье в
1856 году писал, что Аллей, бывший бургомистром Ардеша, собирается
опубликовать шахматную библиографию, в которой он детально разберёт и
раскритикует высказывания 412 авторов о шахматах и приведёт высказывания
ещё 326 авторов. Но этот труд не был окончен. Наибольшей славой пользовались очень интересные
и старательно обработанные коллекции известного американского эрудита и
шахматного исследователя, коллекционера и библиофила Джона Г. Уайта. Он жил
в городе Кливленде в США (штат Огайо) и умер в 1928 на 83-м году жизни.
Его огромные коллекции, насчитывающие свыше 12 000 одних только изданий,
были переданы в Публичную библиотеку в Кливленде. Все свои доходы (Уайт
был адвокатом) он тратил на приобретение коллекций, разыскивая экспонаты
по всему свету. Материалы коллекций он распределял на группы,
важнейшие из которых мы перечислим: поэзия, восточные шахматы, история,
рукописи, шахматы в театре, шахматные конгрессы, игра на расстоянии,
турниры, монографии игроков, партии, этюды, эндшпили, турниры-анекдоты,
очерки, статьи из газет, математические шахматы, разновидности шахмат,
«живые шахматы», автоматы, рисунки, документы, библиография, газеты,
шахматные издания, очерки об игроках, древние игры и т.д. Уайт не принадлежал к числу коллекционеров-эгоистов. Свои коллекции он
охотно предоставлял для научной работы, сам лично помогал в обработке
источников, библиографических каталогов, другой информации. Он ежедневно
получал письма из разных уголков земного шара с вопросами по различным
шахматным проблемам, с просьбой дать библиографические справки и т.д. Одним из примеров библиографической страсти Уайта служит
история о том, как он получил копию шахматного манускрипта, находившегося
в частной библиотеке султана в Стамбуле. Двадцать лет длилась охота за
неисследованной ещё рукописью, о которой он столько мечтал. В султанскую
библиотеку публика допускалась только один раз в год, делать же
какие-либо записи было запрещено под угрозой смертной казни. Все ежегодно
возобновляемые попытки снять копию шахматного манускрипта не давали
никаких результатов. Наконец Уайту удалось, подкупив кого-то из персонала
библиотеки, вынести на несколько часов интересующий его экземпляр.
Молниеносно была сделана фотокопия. После исследования текста оказалось,
что в рукописи не было ничего особенного. Несмотря на это, самолюбие
библиофила было удовлетворено. Из современных коллекций стоит указать на
интересное собрание голландского составителя шахматных комбинаций и
библиофила д-ра М.
Нимейера, у которого находились книги, газеты,
карикатуры, рисунки, шахматные фигуры и другие экспонаты. Нимейер передал
свою коллекцию как «депозит» одному из шахматных клубов, а свою книжную
коллекцию подарил Королевской библиотеке, которая благодаря этому
подарку, увеличила своё шахматное собрание до 6 500 названий. Это одно из
самых больших в мире шахматных книгохранилищ. Его основы создал историк
шахмат ван дер Линде, который передал туда свои ценные издания в
количестве почти 800 названий. Замечательно обработанный и изданный
каталог Нимееровского книгохранилища является неисчерпаемым
источником библиографической информации. Американский коллекционер М. Пфейффер
специализировался по сбору эффектных шахматных комплектов, которые он
помещал в дорогих кассетах и коробках, приспособленных по стилю к формам
фигур. Свою ценную коллекцию он передал Метрополитен Музеум в Нью-Йорке. Во Франции обладателем красивой коллекции,
состоящей из 200 старинных комплектов разных эпох и разных народов,
является парижский коллекционер Жан Монури. Он собирал их в течение многих лет,
посещая антикварные магазины по всей Франции и сотрудничая с торговыми
агентами 54 стран. Он скупал большинство наборов заочно, указывая агентам
максимальную цену, чтобы иметь возможность после отсева имитаций
вылавливать время от времени редкий экспонат... В его коллекции имеются
фигуры со многих континентов: из Европы, Азии, Африки, Ю. Америки и даже
из Океании. Древнейшим экспонатом оказался комплект 14-го века из
Камбоджи и ювелирные шахматные фигуры эпохи Луи XVI, мастерски сделанные
из хрусталя и серебра. В Англии собиратель экспонатов Алекс Хаммонд
сфотографировал свои коллекции и издал прекрасно выполненный альбом под
названием «Книга шахматных фигур». Очень интересную, ценную коллекцию шахматных
экспонатов и книг собрал страстный любитель шахматного искусства
петербуржец Вячеслав
Александрович Домбровский (1905 -
1966). Около 40 лет он посвятил своему увлечению, после чего его квартира
превратилась в настоящий шахматный музей. Его библиотека насчитывала 1500
книг, среди которых имелись редчайшие экземпляры со всего мира и почти
вся русская и советская шахматная литература. По стенам этого шахматного музея были развешаны
разнообразные шахматные доски, картины и гравюры, посвящённые шахматной
тематике, а в заставленных витринах находились комплекты шахматных фигур
различных времён и стран: русские, индийские, немецкие, голландские,
английские, чешские, румынские, польские, японские, иранские и китайские…
А также множество рисунков и карикатур. В. Домбровский провёл большую творческую научную работу по изучению историю шахмат.
Интересную коллекцию гравюр, рисунков,
художественных репродукций и вырезок из прессы и реклам на шахматные темы
собрал Жюльен
Гиль, владелец маленького уютного магазина с
шахматной литературой в Латинском квартале Парижа. Благодаря его
любезности, я смог использовать более 10 иллюстраций из его коллекции в
этой книге». Далее Е. Гижицки сообщает о том, что в годы войны в Польше
пропали богатые коллекции мастера Пшепюрки, профессора Збигнева Кукульского. Зато были найдены остатки ценного шахматного книгохранилища в замке
в Осечно, где находилась часть библиотеки Тассило фон дер Лазы, переданной в библиотеку Польской Академии наук в Познани. Такое же положение и с
коллекционерами-любителями. В своём большинстве – это уже пожилые люди,
брошенные на произвол судьбы. Никто никакой работы с ними не ведёт. Они
бы и рады, в конце концов, передать со временем свои коллекции – но куда?
У нас не известна судьба даже крупнейших шахматных коллекций – например, Саргина, Яниша и Домбровского – что уж тут говорить о любителях? Литература Гижицкий Е. С шахматами через века и страны. –
Варшава, Спорт и туристика, 1964, 360 с. |
|
|