![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
|
Павлинов В.П. Игры со словами. 5 стр. Если вас
спросят, какие игры со словами вы знаете, скорее всего
вы назовёте «эрудит», «цепочку слов», «балду». Они
действительно привлекательны и популярны. Но есть и другие, заслуживающие
внимания, хотя и менее известные. В этой статье будет рассказано о пятнадцати
наиболее интересных играх со словами. Но прежде чем приступить к описанию игр,
необходимо сделать замечание об игровых правилах. Они подвижны и допускают
варианты, что позволяет модифицировать игру применительно к составу играющих и другим условиям. Рассказывая о той или иной игре,
мы будем иметь в виду основной вариант правил, но надо помнить, что возможны
отклонения от него. Игровые правила: 1.
Ограничение словарного состава. Основной вариант правила предусматривает, что
в игре разрешается использовать только имена существительные в именительном
падеже единственного числа. Нельзя употреблять названия городов, рек и другие
собственные имена. Отклонения от основного варианта возможны как в сторону
расширения лексикона, так и в сторону его сужения. Например, можно разрешить
употребление собственных имён. А можно условиться о том, чтобы все слова подбирались
на определенную тему. К примеру, допустить использование только названий
растений, животных, предметов быта и т. п. Или же только географических
названий. Игра станет специализированной. Полезно до начала игры оговорить,
каким словарём ограничивается словарный состав (скажем, орфографическим
словарём русского языка). 2.
Количество участников игры и выявление победителя. Основной вариант правила
предусматривает, что в игре участвуют двое. Выигрывает тот, кто лучше справился
с заданием. Если играют несколько человек, то делают ходы по очереди по кругу.
Победителя можно определить так же, как в основном варианте. Однако возможен и
такой способ: тот, кто в очередном туре не справился с заданием или справился
хуже, выбывает из игры. Остальные продолжают состязание до выявления победителя. 3.
Выявление победителя по списку слов. Во многих играх результатом являются
списки слов, составленные участниками. Основной вариант правила
предусматривает, что выигрывает тот, чей список содержит наибольшее количество
слов. Однако можно подводить итог иначе. По окончании игры участники зачитывают
вслух свои списки и вычеркивают повторяющиеся слова. Победителем становится
тот, у кого в списке останется больше слов, чем у других. При большом числе
играющих выиграть может участник, имеющий самый короткий список, зато нашедший
большее число необычных, редко употребляемых слов. 4. Темп
игры. Основной вариант правила предусматривает, что участники заранее
оговаривают максимально допустимое время на обдумывание одного хода. Кратчайший путь. Предварительно играющие сообща выбирают два произвольных слова:
начальное и конечное, каждый записывает их на своем листе бумаги. Игра
заключается в том, чтобы перейти от начального слова к конечному,
написав между ними ряд новых слов с соблюдением правила: каждое следующее слово
должно начинаться двумя последними буквами предыдущего слова. Например,
выбраны слова «школа» и «институт». Ряд промежуточных слов может быть таким:
лапта - тарелка - карабин. Побеждает
тот, кто сумел осуществить переход с помощью наименьшего количества
промежуточных слов. Приводим примеры. Алфавитный
порядок. Играющие за
определенное время должны написать как можно больше слов, буквы в которых идут
в последовательности, совпадающей по «направлению» с расстановкой букв в
алфавите. Например: мост, луч, день. Побеждает
тот, чей список содержит наибольшее количество слов. «Эрудит».
Игра ведется на доске 15х15 клеток с комплектом фишек, на каждой из которых
изображена буква и соответствующее число очков или звездочка. За один ход
игрок имеет право выложить на доске одно или несколько слов из имеющихся у него
в наличии фишек (с учетом уже размещенных на доске), причем каждое новое слово
должно пересекаться со старым, как в кроссворде. Цепочка
слов. Играющие
поочередно называют по одному слову, соблюдая правило: каждое следующее слово
должно начинаться с последней буквы предыдущего. Таким образом
получается цепочка слов. Например: горизонт - такси - иволга - аквариум - мел.
Любителям головоломок такие цепочки известны под названием «чайнворд». Называть
одно и то же слово дважды нельзя. А что
делать, если слово оканчивается на мягкий знак, буквы «и», «ы»? В этом случае следующее слово должно начинаться с
предыдущей буквы: полено - окунь - нарты - трамвай - арена. Проигрывает
тот, кто не смог вспомнить подходящее слово. «Балда». Игра состоит из нескольких конов. В
очередном коне первый игрок пишет произвольную букву, после чего игроки поочерёдно
добавляют справа или слева к расширяющемуся набору букв по одной букве, имея в
виду некоторое слово. Например: т, тр,
стр, остр, остро, острой (имеется в виду слово
«постройка»). Проигравшим очередной кон считается тот, кто вынужден закончить слово или не смог догадаться, какую
букву следует добавить, чтобы в дальнейшем могло получиться слово. Тот, кто
проиграл кон, получает штрафную букву: при первом проигрыше - «б», при втором
- «а» и так далее до слова «балда». Тот, кто
доигрался до слова «балда», проигрывает всю игру. Выигрышная
стратегия состоит в том, чтобы придумывать слова, которые последней буквой
заканчивает противник. «Наборщик». Играющие
совместно выбирают произвольное исходное слово подлиннее,
и каждый записывает его на своем листе бумаги. Игра заключается в том, чтобы за
определенное время составить из букв исходного слова как можно больше новых
слов. Например, из слова «кооператив» можно составить
следующие слова: топор, ветка, корт, перо, приток, век. Победителем
становится тот, чей список содержит наибольшее количество слов. Правила
игры можно несколько ужесточить, не разрешив писать слова, содержащие только
один слог. В нашем примере недопустимыми в этом случае являются слова: корт,
век. В книге Е.
Гика «Занимательные математические игры» (2-е изд. М., 1987) приводится
любопытный рекорд, достигнутый одним мастером игры в «наборщика»: из слова
«лекарство» он составил 180 слов. «Каркас». Предварительно играющие сообща выбирают
произвольное исходное слово, и каждый записывает на своем листе бумаги
согласные буквы, входящие в состав исходного слова. За определённое время
играющие должны написать как можно больше слов, содержащих согласные буквы
исходного слова. Никаких других согласных букв в словах
быть не должно. Например, выбрали слово «арбуз». Список новых слов может быть
таким: зебра, забор, береза. Побеждает
тот, у кого в списке наибольшее количество слов. Гласная
буква. Предварительно
сообща выбирается произвольная гласная буква. За определенное время играющие
должны написать как можно больше слов, содержащих выбранную гласную букву.
Никаких других гласных букв в словах быть не должно.
Например, выбрали букву «е». Список слов может быть таким: север, песец,
тетерев, меч. Лучше
всего выбирать одну из четырёх букв: а, о, и, е. Побеждает
тот, чей список содержит наибольшее количество слов. Квадрат
слов. Играющие
предварительно выбирают длину слов, используемых в игре (например, четырёхбуквенные
слова), и сквозное слово той же длины (например, слово «узор»). За определенное
время нужно написать как можно больше квадратов из слов установленной длины,
причем в первом столбце квадратов по вертикали должно читаться выбранное
сквозное слово. Например: угол заяц опыт река Победителем становится тот, кто написал таких
квадратов больше. Первая
и последняя. Предварительно играющие сообща выбирают произвольное исходное
слово, каждый записывает его по вертикали дважды, сверху вниз и снизу вверх. Игра заключается в том, чтобы как можно
быстрее написать в каждой строчке по горизонтали слова произвольной длины,
начинающиеся и заканчивающиеся буквами исходного слова. Например, выбрали слово «марка». По горизонтали можно написать
следующие слова: малина акведук ротор коза агроном Побеждает
тот, кто справился с заданием быстрее. Пятерки
слов. Предварительно
сообща выбирается произвольное исходное слово. Играющие
должны как можно быстрее написать по пять слов, начинающихся с букв исходного
слова. Например, выбрали слово «роза». Пятерки слов могут быть такие: радио,
рекорд, рак, ракета, рама, орех,
осень, окно, отметка, отец, зима,
звено, змея, зрение, замок, аптека,
аллея, армия, астроном, арка Побеждает
тот, кто справился с заданием быстрее. Сквозная
буква. Играющие
предварительно выбирают длину слов, используемых в игре (например, пятибуквенные слова), а также
сквозную букву и ее местоположение в
словах (например, буква «г» должна быть второй по счету). За
установленное время необходимо написать как можно больше слов выбранной длины,
причем сквозная буква должна занимать определённое место. Для нашего примера в
пятибуквенных словах на втором месте должна стоять буква «г»: игрок, ягуар,
огонь, уголь. Побеждает
тот, чей список содержит наибольшее количество слов. «Лесенка».
Перед началом игры
выбирается общая буква, с которой будут начинаться все слова. За определенное
время нужно написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы: первое слово
должно быть двухбуквенным, второе — трехбуквенным и так далее. Например: як яма
ялик ягода ястреб Побеждает тот,
кто «построит» самую
высокую «лесенку». Отгадай
букву. Ведущий загадывает
произвольную букву и предлагает ее найти. Разрешается называть ведущему слова,
состоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на
каждое слово ведущий отвечает «есть» или «нет» в зависимости от того, есть ли
задуманная буква в названном слове. Например, задумана буква «т». Вот фрагмент возможного диалога: — Цапля? — Нет. — Автобус? — Есть. Нужно
постараться найти задуманную букву, поставив как можно меньше вопросов
ведущему. Отгадай
слово. Ведущий загадывает
произвольное слово из пяти различных букв и предлагает его найти. Разрешается
называть ведущему слова произвольной длины. В ответ на каждое слово он
сообщает число, означающее, сколько раз буквы задуманного слова входят в названное. Например,
задумано слово «казус». Вот фрагмент возможного диалога: — Азбука? — Пять. — Банан? — Два. — Собака? — Четыре. Нужно
постараться найти загаданное слово, поставив ведущему как можно меньше
вопросов. Игра требует не только хорошего запаса слов, но и умения логически
рассуждать.
Источник: Калейдоскоп игр (1990), Составитель
Белов В.Н. |
|
|