Главная
Цели
Преамбула
Членство
Новости
Контакты
English
Карта
 

Трубицын В.А. Четыре родины вэйци — бадук — го — суго

Вэйци — великая восточная шашечная игра на линейной доске с 361 игровым пунктом, возникшая в Китае около 4 тысяч лет назад.

Бадук — корейское название игры.

Го — японское название игры, проникшей в Японию в 735 году н. э.

Суго — российское название игры, перенесённой в свободное физическое пространство.

Определение

В российской литературе наиболее известно название игры — Го, так как первые энтузиасты её распространения в России Ю. Филатов, Б. Шурупов, (1965) — а затем В. Асташкин и Г. Нилов — взяли эту игру из Японии.

Го — шашечная комбинационно-стратегическая игра высшего класса на четырёхвалентной линейной доске с 361 игровым пунктом или (в суго) на внеструктурном физическом пространстве внутри шестиугольной рамки со стороной в 24 см, целью которой является борьба за овладение игровым пространством при активном противодействии окружающей среды, роль которой исполняет ваш соперник. Роль камней в Го играют плоские диски диаметром около 20 мм, а в суго — стандартные шашки диаметром 30 мм. Игровой пункт в Го — это точка на пересечении линий, в суго — любая точка пространства. При этом победитель в гармоничной игре определяется лишь фиксацией минимального превосходства в полученной территории по отношению к территории соперника, а не методом полного уничтожения его сил.

Правила игры

Правила игры на протяжении веков менялись. В древности предпочитали игру на доске 17 х 17 пунктов, а при подсчёте полезной территории китайцы до сих пор учитывают пункты, занятые своими камнями.

С октября 1949 года действовали правила Го, установленные обществом Нихон Киин. С 15 мая 1989 года были введены новые японские правила Го, разработанные совместно обществами Нихон Киин и Кансай Киин, состоящие из 14 статей. Тем не менее, восточные мастера, создававшие правила Го с древнейших времён, так и не обнаружили в них грубую ошибку, касающуюся снятия группы камней одним камнем, который ставится внутрь снимаемой группы. Он должен не оставаться на доске, а сниматься с доски вместе с атакуемой группой. Что было впервые обнаружено В. Трубицыным при создании опорного го (См. статью в разделе Теория).

В итоге мы получили необходимость создать классический вариант правил Го с учётом выявленной ошибки. И объявить остальные правила с указанной ошибкой устаревшими.

Весьма остроумно излагает историю постижения правил Го мастер игры Ясуюки Миура. Он говорит, что японским детям и начинающим игрокам вообще не требуется знакомство с академическими правилами, так как игра познаётся в общении интуитивно. Хотя можно всё-таки описать сначала 5 базовых правил (как это сделал Исикура Нобуру), затем перейти к 10 правилам Миуры-Ллойда — и далее к каноническому официальному тексту 1989 года, который уже устарел.

Второе потрясение правила Го получили при переносе игры в систему суго. Правила суго основаны на общеизвестных правилах с максимальной возможностью. В них сохранились все главные принципы, но при выходе игры в открытое пространство добавления были неизбежны (см. суго в Нашей игротеке).

Резюме

Согласно Общей теории го мы получили общую историю игры. Её траекторию можно изобразить в виде гигантской петли по маршруту Китай — Корея — Япония — Россия (Петербург). Западная Европа хотя и узнала игру раньше России на 40 лет благодаря Эдварду Ласкеру (1934), но ничего нового в неё не внесла. Только петербургское суго совершило дальнейшее фантастическое развитие великой восточной игры. А сияющей алмазной вершиной го-мышления безусловно станет синхронное суго.

В.А. Трубицын — 29.05.2014

 

  1.    Персоналии
  2.    История знаковых игр
  3.    Наша игротека
  4.    Головоломки, лингвистические игры
  5.    Теория
  6.    Прикладные аспекты
  7.    Наши рецензии
  8.    Журнал в журнале
  9.    Другие статьи

Яндекс.Метрика