Вэйци — великая восточная шашечная игра на линейной доске с 361 игровым пунктом, возникшая в Китае около 4 тысяч лет назад.
Бадук — корейское название игры.
Го — японское название игры, проникшей в Японию в 735 году н. э.
Суго — российское название игры, перенесённой в свободное физическое пространство.
Определение
В российской литературе наиболее известно название игры — Го, так как первые энтузиасты её распространения в России Ю. Филатов, Б. Шурупов, (1965) — а затем В. Асташкин и Г. Нилов — взяли эту игру из Японии.
Го — шашечная комбинационно-стратегическая игра высшего класса на четырёхвалентной линейной доске с 361 игровым пунктом или (в суго) на внеструктурном физическом пространстве внутри шестиугольной рамки со стороной в 24 см, целью которой является
борьба за овладение игровым пространством при активном противодействии окружающей среды, роль которой исполняет ваш соперник. Роль камней в Го играют плоские диски диаметром около 20 мм, а в суго — стандартные шашки диаметром 30 мм.
Игровой пункт в Го — это точка на пересечении линий, в суго — любая точка пространства. При этом победитель в гармоничной игре определяется лишь фиксацией минимального превосходства в полученной территории по отношению к территории соперника,
а не методом полного уничтожения его сил.
Правила игры
Правила игры на протяжении веков менялись. В древности предпочитали игру на доске 17 х 17 пунктов, а при подсчёте полезной территории китайцы до сих пор учитывают пункты, занятые своими камнями.
С октября 1949 года действовали правила Го, установленные обществом Нихон Киин. С 15 мая 1989 года были введены новые японские правила Го, разработанные совместно обществами Нихон Киин и Кансай Киин, состоящие из 14 статей. Тем не менее,
восточные мастера, создававшие правила Го с древнейших времён, так и не обнаружили в них грубую ошибку, касающуюся снятия группы камней одним камнем, который ставится внутрь снимаемой группы. Он должен не оставаться на доске, а
сниматься с доски вместе с атакуемой группой. Что было впервые обнаружено В. Трубицыным при создании опорного го (См. статью в разделе Теория).
В итоге мы получили необходимость создать классический вариант правил Го с учётом выявленной ошибки. И объявить остальные правила с указанной ошибкой устаревшими.
Весьма остроумно излагает историю постижения правил Го мастер игры Ясуюки Миура. Он говорит, что японским детям и начинающим игрокам вообще не требуется знакомство с академическими правилами, так как игра познаётся в общении интуитивно. Хотя
можно всё-таки описать сначала 5 базовых правил (как это сделал Исикура Нобуру), затем перейти к 10 правилам Миуры-Ллойда — и далее к каноническому официальному тексту 1989 года, который уже устарел.
Второе потрясение правила Го получили при переносе игры в систему суго. Правила суго основаны на общеизвестных правилах с максимальной возможностью. В них сохранились все главные принципы, но при выходе игры в открытое пространство добавления
были неизбежны (см. суго в Нашей игротеке).
Резюме
Согласно Общей теории го мы получили общую историю игры. Её траекторию можно изобразить в виде гигантской петли по маршруту Китай — Корея — Япония — Россия (Петербург). Западная Европа хотя и узнала игру раньше России на 40 лет благодаря
Эдварду Ласкеру (1934), но ничего нового в неё не внесла. Только петербургское суго совершило дальнейшее фантастическое развитие великой восточной игры. А сияющей алмазной вершиной го-мышления безусловно станет синхронное суго.
В.А. Трубицын — 29.05.2014