![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
|
Носовский А.М. История рэндзюИгра гомоку-нарабэ сначала появилась в простейшем варианте типа «пять в ряд». Практически эта игра известна во всём мире в своём первозданном виде. Местом рождения рэндзю считается дельта реки Хуанхэ в Китае. Время рождения — XX век до новой эры, то есть этой игре уже около 4000 лет! Это позволяет считать рэндзю одной из самых древних и простейших (по правилам) логических игр. Под названием «пять в ряд» она широко распространена в мире и до сих пор, но имеет и массу других названий. Например, у нас в России эта игра известна как «крестики-нолики на бесконечном поле», в Швеции — «люфаршак», в Китае — «ушици», в Германии — «гобанг», в Англии — «го-моку», во Франции — «мопьён», в Корее — «о-мок», во Вьетнаме — «каро», в Чехии и Словакии как «пискворки», в Венгрии «амёба». В Японии она наиболее известна как «гомоку-нарабэ», а в большинстве других стран, помимо «пять в ряд», она часто называется «конект 5». Международная Федерация Рэндзю приняла в качестве официального названия этой игры сло во «рэндзю», означающее в переводе с японского «нитка жемчуга». Это название предложил 6 декабря 1899 первый пожизненный мэйджин Гораки Токояма. Дамы, аристократки императорского двора Японии, часто играли в рэндзю чёрными и белыми жемчужинами на деревянной доске. До сих пор в императорском музее города Киото находится доска, которую использовала императорская семья. На вопрос: «Не доска ли это для го?» — от служителя музея был получен отрицательный ответ. Из средства проведения досуга аристократов императорского двора игра быстро попала в народные массы и, по свидетельствам летописцев 16—17 века, в неё играли все: от стариков до детей. Простолюдины использовали в качестве доски расчерченную песочницу и белые и чёрные камешки — гальку, которая в изобилии попадалась на побережье. В древности го и рэндзю обозначались сходными иероглифами, игрались на одной и той же доске, одинаковыми фишками, поэтому сейчас довольно трудно определить, какую именно игру имел в виду тот или иной летописец. «Го» в переводе с японского означает «пять», и это вносит дополнительные трудности в определение, какая игра имеется в виду — «пять в ряд» или «го» — в древних текстах. Где-то с середины 15 века стали встречаться разные названия в японской литературе, например: «какуго» («пять ступеней» — яп.), «горэн» («пять в ряд» — яп.), «госэки» («пять камней» — яп.), «гомокунарабэ» («рука, ставящая пять камней» — яп.) или просто «гомоку» («пять пунктов в ряд» — яп.). Древняя легенда, дошедшая до нас из глубины веков, гласит, что император Китая послал отряд из 4000 молодых юношей и девушек на Японские острова с целью доставки в Китай целебного корня хризантемы, который, по преданиям, продлевал жизнь. Однако, познакомившись с красотой природы Японии, они отказались возвратиться в Китай. Что в этой легенде правда, а что является вымыслом, сейчас уже не определишь. Но то, что две эти страны имеют сходную письменность, логические игры и культуру - это факт. По свидетельствам древних историков, игра была привезена на Японские острова в 270 году нашей эры китайскими эмигрантами. Именно с рэндзю начиналось обучение детей всем другим японским играм. Попав на Японские острова, игра приобрела новое качество, японцы добавили в правила понятие фола 3x3. Данное правило существовало и для чёрных, и для белых, длинный ряд не являлся победой. В период с 7 по 11 век император запретил играть в го и рэндзю иначе как во дворце в Киото. Однако в 1081 году этот запрет был снят. Период войн в Японии и воцарение сёгуната привели к изменению статуса игр. Так, например, сегун Токугава запретил азартные игры вроде костей, нардов и карт. Японский вариант нардов «сугороку» был практически забыт большинством японцев. По свидетельству японских историков, императорский двор, который остался в древней столице Киото, сохранял пристрастие к игре в рэндзю, однако победители самураи (двор правителя сёгуна Токуганы) переехали в Эдо (Токио) и, в основном, культивировали го и сёги. Были открыты профессиональные школы по го и сёги, их главы получали от государства финансовую поддержку и даже имели посты при дворе сёгуна «гo-докоро» и «сёги-докоро». Таким образом, игры разделились на поддерживаемые сёгунатом го и сёги, которые культивировались самураями, и рэндзю — игра созидательного типа, не связанная с военными стратегиями, которая стала игрой для народа и опальной императорской семьи. Только с эпохой Мейдзи, реставрацией императорского двора, рэндзю вновь обретает второе рождение и получает поддержку императора. Выходят первые книги по теории рэндзю, проводятся первые соревнования на титул мэйдзина по рэндзю. Государственная поддержка го и сёги прекращается. Все три игры уравниваются в возможностях. Теперь поддержку профессиональным школам игроков в го, сёги и рэндзю оказывают газеты. Первым мэйджином по рэндзю в 1901 году стал Гораки Токояма, владелец газеты «Йородзу-чо-хо», который оказал существенное влияние на возрождение японских традиционных игр рэндзю и карута. Только три титула мэйджина среди профессионалов существовало в Японии до 1945 года (го, сёги и рэндзю). В то время титул мэйджина оставался за игроком до тех пор, пока он руководил федерацией, и фактически оставался им пожизненно. Третий пожизненный мэйдзин — Такаги Рокусан — провёл реформирование правил рэндзю и предложил уменьшить доску до размеров 15x15. После Второй мировой войны в Японском рэндзю не оказалось лидера, способного объединить игроков в одну федерацию, и в результате возникло четыре федерации, три из них постепенно к шестидесятым годам двадцатого века объединились в одну федерацию «Нихон Рэндзю-Ся», однако ещё одна японская федерация - «Дзэннихон Рэндзю Ренмэй» - по-прежнему культивирует вариант игры на доске 19x19 и без правила фола 4x4 для чёрных. После Второй мировой войны профессиональная лига по рэндзю не восстановилась, и теперь большинство игроков в рэндзю имеют обычную профессию. Большая часть игроков играет в соревнованиях обеих федераций, тем более что уже несколько лет по версии «ДзэнНихон Рэндзю Ренмэй», мэйдзин господин Морита не может сыграть мэйдзин-матч из-за проблем с организацией отборочного турнира «Мэйдзин-сэн». С 1962 года розыгрыш титула мэйдзин стал ежегодным - первым мэйдзином нового времени стал Ямакита, обыгравший в матче за это звание Мицумори. На протяжении последних двадцати лет в рэндзю доминировал Сигэру Накамура, он многократно выигрывал титул мэйдзина по рэндзю, а также дважды завоевал титул чемпиона мира в 1989 и 1991 годах, прекратив в дальнейшем своё участие в чемпионатах мира. В конце 1999 года в древней столице Японии Киото состоялся матч между двукратным чемпионом мира (1993 и 1999 годов) Андо Мэритэ (Эстония) и Сигэру Накамурой, который завершился в упорной борьбе 3,5 - 2,5 в пользу эстонца. Перед каждой партией игроки определяют с помощью «нигири», кто будет играть каким цветом в данной партии. Один из играющих берёт горсть чёрных камней, а другой берёт горсть белых камней, и высыпают их на доску, далее игроки определяют чётность камней, находящихся на доске. Если общее количество камней чётное, то игроки начинают играть партию тем же цветом, что и до жеребьёвки, если нет, то меняются цветом. Первый ход в партии делают чёрные, это отличие почти всех восточных игр от европейских, например шахмат и шашек, где первый ход всегда делают белые. В китайской и японской мифологии белые и чёрные всегда рассматриваются как силы добра и зла, и партия в любой игре есть борьба и единство противоположностей, сил тьмы и света. Поэтому партию всегда начинают чёрные - силы зла бросают вызов. Белые - силы добра - отвечают на вызов и поэтому ходят вторыми. Второе отличие то, что в рэндзю и го ходы делаются на пересечение полей, а не в клетки. Начинающий в партии всегда имеет преимущество, до начала 20 века это преимущество было не столь заметно. Однако и в го, и в рэндзю в начало столетия ввели новые правила: в го для уравнивания шансов сторон стали добавлять «коми» - некоторое количество очков. А Такаги Рокусан предложил усовершенствовать правила рэндзю, сократив доску с 19x19 до размера 15x15, и ввести правила фола 3x3, 4x4 и длинного ряда только для чёрных — эти правила мы теперь называем современными классическими. Чёрным оставлена лишь одна выигрышная вилка 4x3, а у белых появилось новое оружие: вынужденное построение чёрными запрещённых вилок типа 3x3, 4x4, длинного ряда. Традиционно в Японии существует японская система спортивных разрядов — кю и даны. Высшим разрядом (кю) считается 1-й, низшим в рэндзю — 12-й. Мастерские категории называются данами. Низший дан — 1-й, высший — 9-й. За успехи в турнирах в Японии можно получить максимально лишь 7-й дан, звания от 8-го дана и выше присваиваются только участникам матчей за высший титул мэйдзин или внесших большой вклад в развитие игры. С 1989 года Международная Федерация Рэндзю разыгрывает один раз в два года звание чемпиона мира, чемпионаты прошли в 1989 (Киото, Япония), 1991 (Москва, СССР), 1993 (Арьеплог, Швеция), 1995 (Таллин, Эстония), 1997 (Санкт-Петербург, Россия), 1999 (Пекин, КНР), следующий, 2001 года, планируется провести в Киото (Япония). Чемпионами мира становились японцы Сигэру Накамура, Норихико Кавамура, Кадзуто Хасэгава и эстонец Андо Мэритэ. Лучшее достижение россиян в очных соревнованиях: Игорь Синёв — 2-е место на чемпионате мира 1999 года. Россияне дважды — в 1990 и 2000 годах — выигрывали командное первенство мира, а также становились чемпионами мира в заочном рэндзю: Владимир Сапронов, Александр Носовский, Юрий Таранников и Олег Федоркин. В современных соревнованиях мастеров (обладателей категории дан) применяют также и специальный дебютный регламент, полностью уравнивающий шансы сторон: После третьего хода (второго хода начинающего партию) его соперник имеет право поменяться с ним цветом шашек. |
|
|