![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
|
Кислюк Л.У. Краткая история японских шахмат сёги. 5 стр Историю
любого предмета естественно начинать с его возникновения. Так вот, что касается
сёги, то
про их возникновение можно высказать два взаимно исключающих утверждения: 1)
момент возникновения сёги довольно хорошо известен;
2) возникновение сёги теряется во тьме веков. Дело в
том, что первое утверждение относится к сёги в их
современном виде, а второе - к сёги в их
первоначальном виде. Наш краткий экскурс в историю сёги
мы начнём с самого начала, т.е. с их изначальной формы. У сёги, как и у европейских шахмат, общий предок -
древнеиндийская игра чатуранга. Чатуранга из Индии распространялась на Восток и
Запад. Нас, естественно, больше интересует восточное направление. По пути своего распространения игра очень сильно изменялась, и в
VIII веке она через Китай попала в Японию, вместе с буддизмом, иероглифической
письменностью, облавными шашками вэйци/го и др.
Иногда можно встретить утверждения, что идея шахматной игры попала в Японию в
VII или даже VI веке, но это вряд ли, т.к. достоверные сведения о возникновении
шахмат в Китае указывают на VIII век, а в Индии - родине шахмат - на V. Однако точно
неизвестно, что за шахматы появились в Японии в то время. Конечно, это
наверняка были, с одной стороны, китайские шахматы сянци, но достоверно известно,
что были там и какие-то другие разновидности шахмат. Среди этих других была
игра на доске 9x9, как в современных сёги. Самые древние фигуры сёги
были найдены на территории храма Кофукудзи, г. Нара,
они относятся к середине XI века. Форма этих фигур была уже вполне
современная - пятиугольная, напоминающая вид обелиска сбоку, изготовлены они
были из дерева. На фигурах, как и теперь, иероглифами были написаны их
названия. Несколько
лучше известны сёги более позднего периода, названные
хэйанскими, по названию соответствующего периода
японской истории Хэйан (794-1192 гг.). Историки
японских шахмат упоминают две формы хэйанских сёги - малые и большие. В малые хэйанские
сёги играли на доске 9(горизонталь) х 8(вертикаль). Расположение, названия и ходы фигур в них
уже очень напоминают современные сёги. На первой горизонтали стоят точно такие же фигуры, что и в
настоящее время: в центре король, справа и слева от него - золотые генералы,
далее идут серебряные генералы, кони и копья; второй или средний ряд, в отличие
от нынешних сёги, пустой; в третьем ряду мы опять
видим полное совпадение с нынешними сёги - этот ряд
заполнен пешками. Ходили и превращались фигуры малых хэйанских
сёги точно так же, как и теперь, но с одним
исключением - побитые фигуры не принимали дальнейшего участия в игре, и,
следовательно, сбрасываний не было. Применялось ли в вариантах сёги, предшествующих современным, повторное использование
побитых фигур путём их сбрасывания на доску, точно не известно. Некоторые
исследователи утверждают, что сбрасывания появились уже в конце хэйанского периода, но это маловероятно. Возможно, что эти
были единичные попытки, не получившие тогда широкого распространения. В дальнейшем
развитие сёги в течение некоторого времени шло в
основном по пути гигантомании. Уже большие хэйанские сёги сделали шаг на этом пути: в них играли на доске 13x13,
у каждого игрока было по 34 фигуры (в малых хэйанских
сёги - по 18). Затем появлялись и другие варианты,
как более крупные, так и поменьше. Приведем краткое описание некоторых из них в
порядке нарастающей сложности.
Средние сёги игрались на доске 12x12 девяносто двумя фигурами. Большие сёги. Доска 15x15, число фигур 130. Большие-большие сёги. Доска 17x17, число фигур 192. Мака большие-большие
сёги. Размер доски увеличился до 19x19, но число фигур
осталось таким же, как и в предыдущем варианте 192. И, наконец,
это стремление к гигантомании привело к возникновению Тай
сёги (великих сёги), в
которые играли 354 фигурами на доске 25x25. В
современной Японии ещё можно встретить людей, играющих в малые и средние сёги, но число их очень невелико. В конце XVI
века император Го-Нара произвел
реформу сёги, взяв за основу сёги
малые (см. выше). Число фигур было уменьшено до 40, но главное нововведение
заключалось в том, что побитые фигуры стали переходить к игроку, который их
побил, и в дальнейшем он мог на своем ходу сбросить их на доску как свои. Сёги издавна пользовались популярностью у всех сословий
Японии, в том числе и у низших, несмотря на то, что
игровые комплекты стоили дорого. Новые, реформированные сёги,
были высоко оценены тремя выдающимися полководцами Японии - Нобунага,
Хидэёси и Иэясу.
В начале XVII века, когда последний из них стал военным правителем Японии - сёгуном (кстати,
в словах «сёгун» и «сёги»
первые иероглифы одинаковы и означают «генерал»), он создал специальное
учреждение сёгидокоро (комитет по сёги)
для оказания правительственной поддержки развитию сёги,
в том числе и финансовой. Был введен титул «мэйдзин»
(великий мастер) и система «иэмото», суть которой
была в передаче мастерства по наследству внутри семьи, т.е. сёги
становились потомственным занятием - создавались династии по этой профессии. В
настоящее время система «иэмото» для сёги не применяется, но она сохранилась в других видах
японской культуры, например в чайной церемонии и икебане.
Первым мэйдзином в области сёги
был Сокэй Охаси
(1555-1643 гг.). Когда в 60-е
годы XIX века в Японии начались крупномасштабные преобразования с целью
приблизить страну к западной цивилизации, можно было ожидать, что резкое
усиление позиций европейской и американской культуры ослабит популярность всего
японского, в том числе и сёги. Но произошло прямо
противоположное. С 1871 г. появились многочисленные газеты и журналы, которые
стали популяризировать сёги по всей стране, во многих
из них стали печатать постоянные колонки, посвященные сёги.
В 1924 была создана Токийская ассоциация сёги,
которая позднее превратилась во Всеяпонскую. В 1925
г. к газетам и журналам присоединилось радиовещание, а после
Второй Мировой войны и телевидение. В этот же период был увеличен выпуск
книг посвященных сёги, стали выходить журналы,
специализирующиеся на этой теме, были уточнены некоторые правила. С 1955 г. в
городе Тэндо регулярно проводятся фестивали сёги, причем на вершине горы Майдзуру,
расположенной вблизи этого города, проходит красочное театрализованное
представление «живые сёги» - розыгрыш партии, в
которой люди изображают шахматные фигуры. В последние 20 лет сёги
уверенно вышли за пределы Японии. В связи с этим резко возросло количество литературы
по сёги на иностранных языках (в основном на
английском). Чтобы уменьшить трудности, возникающие у иностранцев, было создано
несколько вариантов неяпонских (т.е. не иероглифических) обозначений на фигурах
и записи ходов (нотации). Однако практика показала, что те, кто серьезно
интересуется этой игрой, легко усваивают иероглифы на фигурах. Но что касается неяпонской записи
ходов, то в практику устойчиво вошла система, предназначенная для незнающих
иероглифы и основанная на использовании латинских букв и арабских цифр.
Начиная с 1983 года ежегодно проводятся международные
турниры по сёги. В 1999 году в Токио был проведен Первый Международный Форум любителей сёги,
который должен регулярно повторяться. Второй такой форум состоялся в 2002 году.
На обоих форумах были представители России. В настоящее время наиболее сильным
игроком сёги в мире является представитель Японии Ёсихару ХАБУ. На этом
можно было бы закончить наш краткий экскурс в историю сёги,
если бы не одно обстоятельство - сёги сами и есть
история. Дело в том, что в отличие от европейских шахмат - игры
интернациональной - сёги несут в себе отчётливый
национальный колорит. Можно много говорить на эту тему, затрагивая её различные
аспекты - психологический, религиозный, культурный и др. Но мы остановимся
только на одном - историческом. Японию
долгое время раздирали феодальные кланы, ведущие между собой бесконечные войны.
К XVII веку среди них наиболее сильным оказался клан Токугава
во главе с большим любителем сёги Иэясу,
объединившим в начале XVII века страну военным путем. В ходе этого процесса
стало правилом включать воинов побежденной стороны в армию победителя. Под
влиянием этого ставшего привычным явления императором Го-Нара было введено в сёги новое (или узаконено старое) правило перехода побитой
фигуры к побившему её игроку. На раннем
этапе японской истории страна испытывала сильное китайское влияние. Это
полностью относится и к японским шахматам. Хотя отдельные общие признаки
сближают сёги с таиландскими и бирманскими шахматами,
но преобладающим было китайское влияние. При всей непохожести японских сёги и китайских сянци бросается
в глаза сходство начальной расстановки фигур в обеих играх: впереди пешки, в
среднем ряду всего две фигуры, и в последнем ряду все остальные фигуры. Кроме
того, в обеих играх произошло как бы удвоение ферзя: в сянци
он превратился в двух телохранителей, а в сёги - в
двух золотых генералов, и в обеих играх эти ведущие своё происхождение от ферзя
фигуры примыкают к королю справа и слева. Но кроме
китайских шахмат существуют и корейские - чанги. Корейские и китайские шахматы - очень
близкие родственники, и произошли чанги от сянци. Но по ряду признаков чанги
больше напоминают сёги, чем сянци,
поэтому чанги находятся где-то между сянци и сёги, хотя и ближе к
первым. Это ни в коей мере не противоречит китайскому фактору в формировании сёги: ведь хорошо известно, что корейцы были проводниками
китайского влияния на Японию. Поэтому можно утверждать, что до некоторой
степени не только китайцы, но и корейцы были соавторами японцев в создании сёги. Насколько мне известно, эта идея никогда раньше не
высказывалась, поэтому приведу несколько аргументов для ее обоснования. И сёги, и чанги пишутся одинаковыми
иероглифами и переводятся одинаково - игра генералов, в то время как в сянци первый иероглиф другой и означает это слово игра
слонов. В сянци превращается только одна фигура -
пешка, в сёги - 7 фигур (пешка, копье, конь,
серебряный генерал, слон и ладья), а в чанги - 3
фигуры (пешка, пушка и ладья). В сянци целый ряд
фигур (король, телохранитель, слон) имеет ограниченную зону перемещений по
доске, в сёги таких ограничений нет, а в чанги такие ограничения наложены только на 2 фигуры -
короля и телохранителей. И в
заключение хотелось бы отметить еще один любопытный момент. Если сравнить
историю Китая, Кореи и Японии и историю шахмат этих стран, то мы обнаружим
удивительные параллели. Эти страны долгое время развивались своим путём, очень
отличным от западного. В середине XIX века все они
сделали попытки реформ в западном духе, но удались эти реформы только в Японии.
В результате Япония стала страной, с одной стороны, очень
сильно приблизившейся к Западу, но с другой стороны она сохранила своё
уникальное национальное лицо и осталась совершенно непохожей на другие страны,
в то время как судьбы Китая и Кореи оказались совсем другими и схожими между
собой - реформы в них провалились и приблизиться к Западу им ещё долго не
удавалось. А теперь
сравним друг с другом сянци, чанги
и сёги. В то время как сянци
и чанги очень похожи друг на
друга, сёги явно стоят особняком. Целый
ряд признаков сближает сёги с европейскими, т.е. с
западными шахматами: полем и в сёги, и в европейских
шахматах является квадрат, в то время как в сянци и чанги это точка; по размеру доски сёги
стоят между европейскими и китайско-корейскими шахматами - у европейских шахмат
доска имеет размер 8x8, у сёги 9x9, а у сянци и чанги - 9x10; в сянци и чанги ряд фигур может
двигаться только в пределах определенных зон, а в сёги
и европейских шахматах таких ограничений нет. Но сёги не только похожи на европейские шахматы, но и коренным
образом отличаются от них, т.к. в шахматах европейских нет ничего похожего на
участие в игре побитых фигур. Но шахматы
Китая, Кореи и Японии окончательно оформились задолго до XIX века. Так что же,
в этих шахматах в зашифрованном виде предсказана судьба этих трёх стран в XIX и
XX веках? Желающие могут думать и так, но конечно разумнее считать это просто
редчайшим совпадением. Однако раз этот казус так хорошо (?? –
Т.В.) смоделировал исторический процесс, то он заслуживает внимания
никак не меньше, чем например скала, ставшая под влиянием ветра и воды похожей
на созданную человеческими руками скульптуру и потому привлекающая толпы
туристов. И пусть эта игра случая помогает нам лучше прочувствовать
исторические судьбы Китая, Кореи и Японии. |
|
|