![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
|
Программа СТРАТЕГИЯ (Развитие творческих способностей учащихся на базе комбинационных настольных игр). 1 Концепция предлагаемой программы. В Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства РФ 4.09.2014, говорится, что в ситуации перехода РФ от индустриального к постиндустриальному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. В качестве одного из эффективных методов на новом этапе развития системы ДОД авторами Концепции рекомендовано более широкое привлечение специалистов в искусстве, науке, технике и спорте, не имеющих педагогического образования, для составления и апробации перспективных программ ДОД, основанных на новейших достижениях во многих областях знания. Именно такой программой является предлагаемая программа, которая использует в качестве базы давно известные шашечные и шахматные игры, но даёт им новое истолкование с использованием обширного исследовательского материала. Блок из трёх программ: 1. «Невские шашки» – (многосторонняя игра) 2. «Суго» – (внеструктурная игра типа Го) 3. «Тайна шахмат» Комплексная программа дополнительного образования детей СТРАТЕГИЯ состоит из трёх специальных программ возрастающей сложности, направленных на формирование познавательно-исследовательских способностей. Предлагаемый блок программ предусматривает более глубокое осознание роли игровых технологий в обществе – как и воспитание умения пользоваться ими на практике. На начальном этапе дети знакомятся с историей игр Древнего Востока и средневековой Европы. Потом они переходят к знакомству с базовыми играми, изучают их правила, усваивают процесс игры. Часть игровых комплектов можно купить в магазине – но очень важно привить детям вкус к созидательному процессу. В возрасте 10-ти лет дети уже должны получать простейшие навыки в рисовании, при работе с карандашом и линейкой, с акварелью. Это им позволит самостоятельно изготовлять простейшие настольные игры под руководством педагога. Одновременно с этим учащиеся согласно школьной программе усваивают простейшие навыки поведения и общения. Развивают аккуратность, память, умение сосредотачиваться и выполнять учебные задания. Когда дети переходят к активному усвоению настольных игр разной сложности, они невольно попадают в зону формирования чрезвычайно важных способностей. Даже простейшая игра предполагает умение:
Следует заметить, что дети – увлекающиеся натуры. Не стоит заявлять, что многие из них будут чемпионами, что самое главное в жизни – это именно их любимая игра и т. д. Ведь предлагаемая программа – лишь средство развития их способностей. А в жизни есть дела и поважнее. Что касается перечисленных выше способностей, то они весьма важны только в виде первых шагов. Но родом они из рыцарского средневековья. Игры той эпохи, дожившие до третьего тысячелетия, предъявляют нам новые требования. Например, мы должны уметь гораздо больще:
2 Из вышеизложенного ясно, что комплексная программа СТРАТЕГИЯ выходит далеко за рамки организации простого досуга или спортивных занятий. Сначала мы говорим: давайте поиграем в разные игры – и в хорошо известные, и в давно забытые. Затем предлагаем познакомиться с историей игр, что неизбежно вызовет массу вопросов об истории и культуре других стран и народов, включая прежде всего Древний Восток. Потом предложим ребятам познакомиться с конструктивными особенностями самых знаменитых игр. Почему именно так они устроены? А можно ли было сделать их немножко по-другому? При этом мы сразу вторгаемся в разработанную мною Теорию игровых структур, целиком основанную на школьном курсе геометрии. Затем ребята познакомятся с методикой создания самых сложных комбинационных игр, приступят к самостоятельному исследованию игр. То есть педагог дополнительного образования будет формировать в них задатки аналитических способностей, что очень похоже на игру в науку. В итоге учащиеся в возрасте 12 лет будут способны, например, создать шахматную игру, которая не уступает по совершенству современным шахматам. Для чего нужно обладать и пониманием гармонии, и определёнными способностями. Маленький человек, созидая совершенную игру, (а это – целая Вселенная!), на самом деле сам строит себя. Что может стать новым словом в педагогике. Только от таланта педагога будет зависеть окончательный облик предлагаемой программы. Мы указываем лишь основной метод и направление педагогического процесса с использованием дополнительных материалов и идей самого педагога (ТРИЗ, развивающие игры, головоломки, игры со словами и т. д.) Сюда же относятся материалы по истории науки и искусства. Ну и как не украсить занятия великолепными гравюрами Дюрера, Эшера, иллюстрациями из монографии Исаака Линдера «Мир шахматных фигур», биографиями великих учёных, научными сенсациями? А как обойтись без научной фантастики? Но есть еще один (высший) уровень применения знаковых игр и игровых технологий. Я имею в виду прикладные аспекты. Как известно, великая наука математика на сегодня уже описала своими методами всё возможное и невозможное. Но и для этой царицы точных (а иногда и приближенных) методов есть границы. Грубо говоря, если в математике Маша + Петя = 2, то в других науках мы получим другой результат. Например, в науке об игре – игронике (создание которой продолжается, как я надеюсь, и не без моих усилий). Именно сейчас игровые технологии как никогда востребованы человеческим обществом. Оказывается, при внимательном рассмотрении многие специалисты гуманитарной сферы уже не могут оставаться замкнутыми в узкой сфере традиционных подходов, им нужны свежие идеи. Например, им на помощь уже спешит молодая междисциплинарная наука синергетика – странная, но очень продуктивная гостья из физики. Ещё раньше в гуманитарную сферу вторглась математическая теория игр. Но она не охватывает всего спектра моделей конфликтных ситуаций. Сегодня мы вплотную подошли к барьеру, который не даёт возможности развивать многие продуктивные идеи только из-за того, что узкие специалисты не знают ещё одну важнейшую междисциплинарную науку: Общую теорию игр. (Как и сами игры.) Но, кстати, не по своей вине: многие её аспекты так до сих пор так и не описаны в доступной литературе. Наш исследовательский сайт / www.fishka.spb.ru / как раз и планирует наполнить беседы об играх новым содержанием, имеющим важное значение в развитии познавательных методов, социальных исследований и программ, в философии, в разрешении вечной загадки бытия. |
|
|